Свой среди чужих: много ли отечественного осталось в отечественном автопроме
Несмотря на все потрясения, произошедшие в автомобильной промышленности за последние два года, некоторые отрасли отечественной промышленности остаются и, что удивительно, чувствуют себя очень хорошо. Портал «Наш сайт» подробно исследовал российские автозаводы и определил национальную принадлежность выпускаемой на них бытовой техники.
По данным аналитического агентства «Автостат», к январю 2024 года автопром Китая занял 60,2% российского рынка легковых автомобилей. Отечественные производители сохраняют 30,6%. Имеет ли этот «расклад сил» хоть какую-то связь с реалиями автомобильного производства в нашей стране? Вовсе нет, поскольку в данном случае речь идет в основном об импортных автомобилях. Импортные автомобили составили более половины всех легковых автомобилей, купленных в России в 2023 году.
полностью наш
Доля легковых автомобилей, собранных в нашей стране, составляет 46%, а на долю так называемых российских марок приходится лишь 33%. «Автостат» использует эту хитрую классификацию, чтобы объяснить свою расплывчатую статистику в этой части. В это определение входит не только наш оригинальный бренд, но и продукция бейдж-инжиниринга, которая при соответствующем логотипе легко может сделать китайскую машину похожей на российскую машину.
Пока АвтоВАЗ можно считать лишь крупнейшим и безусловным отечественным производителем автомобилей. Хотя с незапамятных времен его подвергали резкой критике за различные вещи, он не отказался от своей позиции оплота отрасли. На продукцию компании приходится 27,8% от общего объема покупок водителей. На втором месте УАЗ, но здесь цифра значительно меньше – всего 1,1%.
Еще один пример заказа – автомобиль класса люкс «Аурус». Конечно, там в основном собираются детали, а объемы производства находятся на грани статистической погрешности. Что-то вроде этого: «Вы видите суслика? А я его не вижу. А он есть».
Но эта марка призвана стать ближе к народу (ну, если речь идет о народе, то к отечественным толстосумам), и ходят слухи, что Aurus будет собираться в более-менее коммерческих количествах там на бывшем заводе Тойоты в Шушарах является. Правда, эту информацию нам сообщил глава Минпромторга Денис Мантуров, но это настораживает, поскольку его прогнозы практически никогда не отражаются в реальности.
под нашим прикрытием
Хотя автомобили с эмблемами двух упомянутых выше марок содержат много импортных деталей, конструктивно, идеологически и исторически они все же отечественные. Теперь давайте поговорим о «людях с особыми предпочтениями».
Какое самое популярное недавно открытое автопроизводство в России?Конечно, столичный Москвич с долей рынка 1,5%. Однако при ближайшем рассмотрении это оказался замаскированный китайский JAC. На втором месте по частоте упоминаний — липецкий Evolut, «рекордсмен» электрокаров, которого в январе было продано 111 штук. «Это восточный ветер!», не нужно быть экспертом, чтобы кричать здесь, но это именно то, что есть.
Некоторые китайские модели будут производиться на петербургском Автозаводе, ранее принадлежавшем Nissan. В июне прошлого года с конвейера сошла тестовая партия из 170 кроссоверов LADA X-cross 5, которые представляют собой доработанные FAW Bestune T77. Но это было кончено.
В настоящее время они запускают собственный новый автомобильный бренд Xcite. Только Бог знает, начнется ли там реальное производство и какие китайские бренды будут подражать отечественным, но инсайдеры утверждают, что речь идет о Chery. Столь же неясным остается вопрос с бывшим калужским заводом Volkswagen, который не может найти партнера по танцам.
не наш
До начала лета на автозаводе АГР в Санкт-Петербурге будет выпущено до 10 тысяч автомобилей. Раньше завод принадлежал Hyundai и выпускал модели Hyundai и Kia. Они утверждают, что хитрые корейцы нашли способ возобновить производство в России, не расстраивая при этом гегемона, прикрываясь брендом Solaris или прикидываясь бесстрашными «китайцами», как это делают».
Здесь уместно будет вспомнить легендарный калининградский «Автотор», который поклялся заполонить всю Россию электромобилями, а пока метод сборки драйверов используется для производства китайских BAIC, Kaiyi и SWM.
И, наконец, самое честное «не наше» — российский завод Haval. К концу 2023 года объем производства увеличится более чем в 2,5 раза, приблизившись к 100 000 единиц.
Фактически здесь вы найдете все марки легковых автомобилей, собранных в бескрайних регионах нашей необъятной Родины. Превосходство бренда Поднебесной видно невооруженным глазом. Есть слабая надежда, что “корейцы” пробьются через санкционный барьер и проникнут в Россию, но, к сожалению, вероятность развития такой ситуации крайне мала.