Российские ученые научились заправлять спиртом автомобильные водородные топливные элементы
Сотрудники НИИ катализа СО РАН и Водородного центра Национальной технологической инициативы (НТИ) разработали первый в мире метод получения синтез-газа для водородных топливных элементов при низких температурах. Последний считается перспективным источником энергии для «зеленых» автомобилей.
Представьте, что произошло бы, если бы вы удалили батарею из типичного электромобиля и использовали вместо нее, например, водородный топливный элемент, подключенный к устройству, преобразующему дешевое и распространенное вещество в тот же H2. Тогда у вас будет по-настоящему экологически чистый автомобиль, без страха перед сибирскими морозами и без необходимости устанавливать зарядные станции на каждом углу.
«Водородные электростанции» для автомобилей были изобретены очень давно. А вот когда дело доходит до поставок «топлива», у них хватает сложностей. И теперь российские учёные разработали устройство, способное кардинально решить эту проблему. Это инновационное оборудование способно производить так называемый «синтез-газ», состоящий из водорода (H2) и окиси углерода (CO).
До недавнего времени основным методом получения такого синтез-газа считалась химическая реакция метана и водяного пара в условиях высокого давления и температуры 1000°С, так называемый «паровой риформинг». Это осуществляется на стационарном промышленном оборудовании, оснащенном компрессорами и системами отопления.
А российские ученые предложили еще один вариант получения водородного топлива: конверсию воздуха. В качестве сырья используется диметоксиметан (метилаль) — кислородсодержащее органическое вещество, получаемое из метилового спирта (метанола). Метилаль был выбран потому, что он менее токсичен, чем метанол. Однако в принципе этот спирт также можно использовать в качестве исходного материала.
Для преобразования вышеуказанных соединений в синтез-газ созданы высокоэффективные платиновые катализаторы. При этом содержание платины не превышает 1.
Реакция протекает при относительно низких температурах (400°С). При «выходе» получается до 70% синтез-газа, а при «паровом риформинге» этот показатель не превышает 50%.
“Основными преимуществами этой технологии являются низкая температура реакции (вполовину ниже температуры паровой конверсии метана), отсутствие необходимости очистки газа и автономность оборудования. Реакцию можно проводить без внешнего источника энергии”, – сообщили в НТИ.
Понятно, что разработанному российскими учеными методу еще далеко до того, чтобы стать серийным устройством, которое завтра можно будет устанавливать в автомобили. Но перспективы этой идеи привлекательны. Если он будет внедрен массово, электротранспорт тоже может получить «человеческое лицо» в России».