Автомобили

Дорогой оторванных бамперов. Тест-драйв Toyota Land Cruiser 300

Текст: Кирилл Савченко
Фото: автора и Toyota

Toyota Land Cruiser 300

Впрочем, дикой подобная картина показалось бы городским или столичным жителям, где крутизна автомобиля часто определяется далеко не техническим совершенством и возможностями, а количеством нулей на прайс-листе. О том, что раздатки, понижайки, блокировки, 415-сильные, 3,5-литровые бензиновые турбомоторы V-6 V35A-FTS и 10-ступенчатые коробки передач на новом TLC 300 стоят дорого, мало кто задумывается. О том, что эти фишки часто жизненно необходимы на огромной части России – тем более. Естественно при иных налогах, полноценные внедорожники могли бы стоить в разы дешевле, но сегодня речь не об этом.

 

Toyota Land Cruiser 300

Японцы как никто другие усвоили прописную истину: «Лучшее – враг хорошего». Продержавшийся 14 лет на рынке и пользовавшийся огромным спросом TLC 200 лишь подтвердил ее. Потому Toyota Land Cruiser 300 концептуально идентичен не только младшему брату, но и даже TLC 80. Проходимость, комфорт, безопасность приправленные современными достижениями – основа основ топовой модели компании.

Внешностью, которая, как известно, всегда на любителя можно пренебречь. «Трехсотка» за счет нового, массивного «лица» чуть потеряла в изяществе, но приобрела в брутальности. А вот корма, за счет монолитной одностворчатой двери багажника без довеска снизу и с дистанционным открытием, наоборот стала более изысканной. Но за ней все те же 900 л пространства багажника и почти два куба при сложенном втором ряде.

Но и это далеко не главное. Практически сохранив габариты «двухсотки», включая колесную базу в 2850 мм и все породообразующие признаки, автомобиль заново родился на модульной архитектуре TNGA. Подчеркну, что это не платформа, а модульная схема построения, на которой возможно конструирование множества платформ.

Если кратко, то ни одна из деталей TLC300 не взаимозаменяема с предшественником. Но при этом осталась и рама, и похожий кузов, и схема трансмиссий о которых чуть позже, и знакомые, но прочитанные по-новому системы безопасности с управлением из единого центра системы активного управления VDIM. Нет, не переживайте, никакой попсовости в автомобиль не добавилось.

Рама так же прочна, но облегчена и избавлена от лишних накладок штампованного профиля за счет лазерной сварки. Капот, крыша и двери алюминиевые, но получили дополнительное усиление. Легкосплавными сделаны и поворотные кулаки передних колес. Конструкторы уверяют, что в прочности и жесткости кузов и ходовая не убавили ни на иену, но сам автомобиль скинул 200 кг, что очень немало.

А еще он на день теста предстал в двух ипостасях: топовой вседорожной 70-th Anniversary и внедорожной Comfort+. Такое разделение вовсе не условное, и дело не только в различных конфигурациях и оформлении бамперов. Да, со скошенным и усеченным фартуком у внедорожника угол въезда/съезда 320 против 250 у вседорожника.

Но принципиальная разница все же скрыта от глаз в конструкции трансмиссии. Внедорожная версия имеет принудительные блокировки переднего и заднего дифференциалов, а также межосевого TORSEN. Он же есть и в топовой, 70-th Anniversary, и у обоих автомобилей версий полный привод постоянный. Только вот блокировку переднего дифференциала во вседорожной комплектации делать не стали, а конструкцию заднего предпочли повышенного трения, самоблокирующуюся.

И конечно же сопутствующие этим различиям детали, дьявол в которых не кроется, но дьяволенок сидит. И называется он E-KDSS. По сути это электронно-гидравлическая система управления жесткостью и ходами стабилизаторов поперечной устойчивости. Попросту, привычные стойки стабилизатора заменены гидроцилиндрами, которые меняют ходы штоков и жесткость в зависимости от условий движения. На «трехсотке» их три: два спереди и один сзади слева. Во-первых, такая система нивелирует раскачку в быстрых трассовых поворотах.

Во-вторых, вывесить заднее колесо в Comfort+ при артикуляции в 715 мм практически невозможно. А, значит, сцепление с поверхностью будет в большинстве условий, если только не посадить TLC 300 с клиренсом в 230 мм на днище.

Но и 630 мм хода заднего колеса у 70-th Anniversary без E-KDSS тоже фантастически много. Все остальные различия двух версий скорее в области комфорта и удобства. На мой взгляд, панорамные 3-D камеры топа и 12,3-дюймовый, планшетный экран мультимедийки с возможностью управлять климатикой, люк в крыше – повод для обсуждения теми, кто рассматривает «трехсотку» как универсальный, но все же имиджевый автомобиль.

Не случайно, штурмовать полуостров Средний на северо-западе Мурманской области идут обе версии, но мой выбор – Comfort+. От Мурманска до КПП на въезде в погранзону чуть больше сотни километров и за это время я успеваю обжиться в салоне. Субъективно он кажется чуть меньше, чем у «двухсотки» за счет более раздутых дверных панелей. Но в том, что это «Крузак» с соответствующим экспедиционным предназначением – сомнений нет.

Браво конструкторам за то, что не повелись на новомодные тенденции загонять большинство функциональных кнопок в цифровые сенсорные панели. Здесь почти все как и было: надежные клавиши, к которым без опасения можно прикасаться руками, в которых недавно были спиннинг или ружье. Чуть мелковатые и не всегда читаемые на ярком солнце – это да, с учетом моего подпорченного зрения.

А вот кнопка запуска двигателя сенсорная, со сканером отпечатков пальцев и памятью на десять персон. Но эту функцию можно и отключить. С учетом слабости угонщиков к TLC – система очень даже и полезная. Трасса, вьющаяся вдоль сопок, довольно узкая, но с хорошим покрытием и почти пустая в будни. Можно разогнаться и попробовать V-6 с двойным турбонаддувом. Заявленные 210 км/ч максималки, судя по разгонной динамике и ощутимому запасу мощности при обгонах, совершенно реальные. Но для тяжелого рамного автомобиля это скорее возможность, нежели комфортная скорость и вот почему.

Даже с учетом постоянно регулируемой жесткости адаптивных амортизаторов, возможности выбора предустановленных режимов движения, из которых я на трассе предпочел Sport+, следует помнить, что Toyota Land Cruiser 300 автомобиль тяжелый и рамный. То есть имеющий ограничения в маневрировании на высоких скоростях. Несмотря на всю умную электронику. Включенный режим контроля полосы неожиданно резко возвращает машину назад, когда колеса касаются линии разметки.

Для того чтобы реализовать эту систему, в «трехсотке» пришлось установить дополнительный электроусилитель руля, в дополнение к стандартному гидроусилителю. Да, при маневрировании стало куда легче – даже хрупкая девушка теперь едва ли ощутит себя водителем внедорожника, да, расширился функционал активного круиз-контроля, способного работать даже в темноте.

Но впечатление, что вальяжно и безнаказанно управлять TLC на скоростной трассе можно одной рукой, очень обманчивое. Один из самых серьезных и мощных на рынке автомобилей требует сконцентрированности. Хотя при хвате многофункционального руля обеими руками и опыте, электроника и полный привод позволяют немного поозорничать в поворотах, пролетая сопку за сопкой.

Дальние вояжи по асфальту? Бесспорно, на TLC они будут быстрыми и комфортными. Однако даже экономный, 10-ступенчатый «автомат» с «прямой» 7-й передачей с трудом позволяет удерживать средний расход бензина у отметки 20 л на сотню. Впрочем, заявки на версию с турбодизелем стали принимать буквально несколько дней назад и вот там есть шанс реально сэкономить.

Летняя тундра безумно красива, зелена и бархатиста, особенно когда небо безоблачно, а температура воздуха переваливает за +20. Бесчисленные чистейшие озера и речки, стоящие по обочинам часовыми на посту красноголовые подосиновики, усыпанные северной ягодой ягелевые поляны – не оставляют равнодушными. Но лишь тех, кто не за рулем.

«Зри в оба и не считай ворон» – основной принцип прохождения 25-километрового участка от трассы до побережья Баренцева моря. При самом удачном раскладе подготовленные внедорожники с опытными водителями осиливают его часа за полтора.

Чуть зазевался – налетел на валун или провалился в промоину, переборщил со скоростью – получил удар по подвеске в незаметной издали яме. Кстати, проверить звук отбойников в «трехсотке» мне так и не довелось, но вот такого активного руления и работы педалями тормоза и газа давно не припомню. Разве что в зимней экспедиции на Тянь-Шане…

Кольский полуостров

Особая экзотика этих мест – многочисленные броды и лужи после дождя. Для понимания, глубина этих преград от 40 до 70 см. Последняя цифра – предельная даже для TLC 300. Адреналина при форсировании добавляют валяющиеся то тут, то там по обочинам оторванные бампера… А еще пара сиротливо стоящих в ожидании буксировки внедорожников, получивших гидроудар в двигатель.

Но обе версии «трехсотки» успешно справляются с препятствиями, хотя более «гражданские» по геометрии и низкопрофильным 20-дюймовым шинам, против 18-дюймовых у Comfort+, 70-th Anniversary идут и вовсе крадучись, иногда зацепляя фартуками о камни.

Возможно с проверенным атмосферным V8 мне было бы как-то спокойнее, нежели с куда более сложным, наддувным V6, но опасения не оправдывались. Уже на подъезде к пластиковым полусферам глэмпинга (так теперь сокращается «гламурный кемпинг») включив напоследок вентиляцию водительского кресла, я поймал себя на мысли, что пара кнопочек блокировок дифференциалов справа от руля так и остались нетронутыми. Да и кнопка MTS ответственная за предустановки режимов движения по бездорожью тоже.

При включении пониженного ряда передач, их набор отличен от того, что используется с отключенной раздаткой, но выбираешь их посредством знакомого колесика Mode Select. Удобно, ничего не скажешь! Кстати все режимы отображаются на цифровом дисплее между аналоговыми лимбами приборки: правильной и привычной.

Весь показавшийся мне весьма непростым маршрут TLC 300 обходился лишь мощностью мотора с крутящим моментом в 650 Нм, межосевым «Торсеном» и ни разу не потребовал «понижайки». Так какими же должны быть препятствия, чтобы использовать весь внедорожный потенциал этой «Тойоты», немыслимыми?!

В северной части полуострова Средний есть Берег Рыжих камней. Снова убитый тракт, лужи, подъем в гору, на которой ожидаешь встретить что угодно, только не заболоченный торфяник. И вот тут, пожалуйста, не ленись и включай понижайку, а о движении с давлением в шинах в 2,6 и вовсе забудь.

Но ведь ползет «Крузак», ползет, и осознание этого вызывает какой-то детский восторг. Притом что сам ты и пассажиры испытываете на себе комфорт кожаных кресел, современного дизайна и великолепной музыкальной системы воспроизводящей какой-нибудь легкомысленный блюзик.

Спуск к берегу – подобие брусчатки, только из разнокалиберных булыжников, с промоинами и буграми между которыми нужно лавировать держа минимальную скорость. Внедорожный круиз-контроль Crawl-control знаком по TLC 200, но сейчас он работает немного иначе. Да, держит нужную, выставленную опять же селектором Mode Select скорость, но не раздражает былым, надоедливым стрекотанием, а работает почти беззвучно. Словно боясь нарушить многовековой покой поросших изумрудной зеленью отвесных, северных скал с беззвучно струящимся вдалеке водопадом и пары огромных горбатых китов, лениво разрывающих спинными плавниками столь редкую, штилевую гладь Баренцева моря.

Вся фантастика этого зрелища без всякого преувеличения перекликается с теми ощущениями, которые дарит Toyota Land Cruiser 300. Восторг от комфорта, преклонение перед возможностями, только вот о доступности говорить не приходится. Впрочем, как и берег Северного Ледовитого океана, открывается далеко не каждому.

По материалам

Статьи по Теме

Кнопка «Наверх»