Автобизнес

55 лет одиночества: началось серийное производство семейства LADA Iskra

Эксперт Ростарчук — о перспективах LADA Iskra после запуска серийной сборки

Первое упоминание LADA Iskra в анналах отечественной автомобильной истории относится, напомним, к 2020 году, когда тольяттинцы запатентовали ряд названий для своих будущих моделей, среди которых фигурировала и «Искра». И вот не прошло и пяти лет, как машина пошла в серию. Случилось это событие 19 апреля 2025 года, аккурат через 55 лет после старта производства легендарной «копейки» — ВАЗ-2101. И все связанные с этим неслучайным совпадением аллюзии, реминисценции, отсылы и намеки ясны и понятны: своей новой моделью АВТОВАЗ намерен взорвать отечественный рынок, как когда-то это сделал первенец бренда. Но вот получится ли?

55 лет одиночества: началось серийное производство семейства LADA Iskra

На этот счет есть вполне обоснованные сомнения. И дело даже не в том, что в СССР как такового авторынка-то в нынешнем его понимании не существовало, а советские люди были не только не избалованны новинками что отечественного, что мирового автостроения, но и оставались самой немоторизованной нацией в мире. Иными словами, бешеный успех «копейки» у массового потребителя был предопределен. «Искра» же начинает свою жизнь в совершенно иных реалиях.

Начнем с того, что мы, если говорить о сегменте, который она представляет, избалованы разными Kia Rio и Hyundai Solaris, Skoda Rapid и VW Polo. Что сегодня, когда автолюбители застыли в ожидании скорого — чуть ли не завтра — возвращения сбежавших из России автопроизводителей, для продаж отечественного аналога большой минус.

И если в этом разрезе говорить о вышеупомянутых корейских ТС, то они уже сейчас, обрусев и сменив названия на KRS и HS, в полный рост и производятся в России, и продаются. А то ли еще будет если учесть, что, скажем, Kia и включила в свою стратегию автопродаж в этом году наш рынок, и даже планирует реализовать у нас до конца 2025-го аж 50 000 машин. Выдержит ли такую «нагрузку» вазовская Iskra? Хотя, конечно, что KRS, что HS, чьи прайсы начинаются примерно от 2 млн руб., в ценообразовании Iskra несколько проигрывают.

55 лет одиночества: началось серийное производство семейства LADA Iskra

К тому же не стоит забывать и про финансово-экономические условия, в которых «новорожденная» выходит в свет. В марте отечественный авторынок просел на 45,1% по сравнению с мартом-2024, а по итогам первого квартала было реализовано на 26% новых ТС меньше, чем в аналогичном периоде 2024-го.

При этом АВТОВАЗ на этом фоне хотя и выглядит «молодцом», упав в марте «только» на 33%, а по итогам квартала — «всего» на 16,8%, но тем не менее почти всем коллективом уже собирается в долгий (хотя и оплачиваемый) простой, прекращая, в частности, почти на двадцать дней выпуск Granta, а заодно снижая темпы выпуска Aura.

Заодно, кстати, в преддверии старта продаж Iskra заводчане резко сокращают число комплектаций и Granta, и Vesta, оставляя, по сути, только довольно дорогие. То есть «Искре» расчищают путь, поднимая расценки на модели, между которыми она встает, надеясь таким образом сделать новинку более выгодной в приобретении для потенциального клиента.

Благодаря всем этим мерам на АВТОВАЗе, похоже, рассчитывают, что к моменту запуска продаж «Искры», которые начнутся 20 июля, в день рождения Волжского автозавода, и скопившиеся запасы нераспроданных «Грант» и «Вест» подрассосутся, и потенциальный клиент, сравнив ценники, сделает правильный выбор. Что, впрочем, тоже не очевидно, и вот тут дело попахивает тем самым «внутренним каннибализмом» производителя.

55 лет одиночества: началось серийное производство семейства LADA Iskra

Напомним, что реальная, а не декларируемая на сайте LADA, минимальная стоимость самой «барабанной» Granta в автосалонах начинается от 916 000 руб., а в приличных комплектациях достигает 1 219 000.

Vesta же обойдется желающим в суммы от 1 425 000 до 1 831 000 «деревянных». При этом куда более современная во всех смыслах Iskra искра будет стоить 1 300 000-1 800 000 рублей в зависимости от типа кузова — седан, универсал и кросс-универсал.

Да, в ее пользу говорит и более современная, чем у «сестер», французская платформа Renault CMF-B LS; и «офранцуженный» же внешний вид; и оформление в модном «китайском стиле» интерьера — вынесенный за пределы торпедо экран мультимедийки, например. При этом каких-то неожиданно продвинутых опций (если не считать, конечно, комплекс контроля давления в шинах) не предусмотрено.

И даже наоборот: нет запуска двигателя кнопкой, поясничного подпора у водительского сиденья и ряда других уже привычных большинству автолюбителей опций. А в «базе» рынку так и вообще предложат почти «пустышку»: 8-клапанный мотор объемом 1,6 л мощностью 90 л.с., агрегатированный с 5-ступенчатой МКП.

Причем из «приятностей» тут будут только две подушки безопасности, ABS, ESC и электроусилитель руля. Не густо, согласитесь, за 1 300 000, ведь даже «Гранта» в топе оснащена куда богаче, но при этом чуть дешевле. И многие, как мне кажется, выберут именно ее. Поэтому намерение производителя некоторое время продавать две относительно бюджетные модели параллельно выглядит довольно сомнительным решением.

55 лет одиночества: началось серийное производство семейства LADA Iskra

Иными словами, продажи одной могут вполне конкретно встать. Та же «непонятка» может случиться и в конкурентной борьбе «Искры» со старшей «Вестой»: уж больно близки прайсы на более-менее вменяемые комплектации. Да к тому же Vesta и побольше, и посолиднее.

И вот это перетягивание каната тремя «сестрами» может стать для тольяттинцев неприятным сюрпризом, особенно если учесть, что общие инвестиции АВТОВАЗа в проект «LADA Iskra» составили без малого 40 млрд рублей. Достаточно сказать, что только в одну электрическую составляющую платформы, доставшейся предприятию, повторим, от Renault, было внесено более 400 изменений.

А ведь еще конкретно под модель создали, в частности, даже абсолютно новое сварочное производство с суперсовременными роботизированными комплексами: 112 роботов и 17 автоматических линий.

Площадка, как уже писал портал «наш сайт», занимает более 40 тыс. кв. м, а ее мощность составляет три десятка кузовов за 60 минут. Только вот найдут ли эти кузова достойный спрос, а не отправятся пылиться на складские площадки АВТОВАЗа?..

Статьи по Теме

Кнопка «Наверх»